Национальный расчетный депозитарий рассказал о сложностях с разблокировкой активов российских инвесторов в Euroclear и Clearstream, сообщил источник Finam.ru, который принимал участие во встрече в НРД.
В частности, по словам источника, Euroclear пока ожидает разъяснений. «По Euroclear НРД вернется с новостями после 2 января, так как Euroclear отказался с ними осуществлять операционное взаимодействия до получения ими разъяснений от Казначейства Бельгии», — сказал собеседник Finam.ru.
Что касается Clearstream, то, по словам источника, он «не видит возможности соблюсти общие условия лицензии, в которых предусмотрено расторжение договора НРД и Clearstream, так как часть ЦБ выводу не подлежит как минимум из-за санкционных эмитентов и владельцев». «Общие условия лицензии комплаенс Clearstream трактует как относящиеся только к ЦБ эмитентов юрисдикции Люксембург, иные эмитенты требуют согласия органов соответствующих юрисдикций каждого эмитента (при этом срок получения согласия до 07.01.2023, а порядок не определен)», — добавил источник.
НРД также опубликовал информацию на своем сайте, там добавляется, что в результате возникших сложностей общее разрешение Минфина Люксембурга невозможно исполнить. «В качестве альтернативного механизма Минфин Люксембурга рассмотрит вопрос о возможности выпуска лицензий для индивидуальных заявителей по аналогии с Казначейством Бельгии», — говорится в материале. НРД подчеркнул, что продолжает работу, направленную на поиск решения по разблокировке активов клиентов.
Глава российского Минфина Антон Силуанов накануне заявил, что лицензии Минфина Бельгии были выданы таким образом, «чтобы минимизировать возможность разблокировки».
«После того как НРД подал иски в соответствующие суды, суды начали рассматривать эти вопросы, но бельгийская сторона делает это сейчас так, чтобы, условно, минимизировать, наоборот, возможности разблокировки решения вопроса по замороженным активам. Во всяком случае, очень короткий срок — до 7 января», — сказал министр в интервью «России 24».
А Банк России 28 декабря предупреждал, что разрешения со стороны Бельгии и Люксембурга не гарантируют, что активы российских инвесторов будут разблокированы. Как отмечал регулятор, «сжатые сроки, размытость формулировок в разрешениях и сложность процедуры разблокировки не дают уверенности, что западные регуляторы готовы обеспечить право российских инвесторов распоряжаться своим имуществом».
Минфин Люксембурга выдал разрешение 20 декабря, Казначейство Бельгии — 22 декабря, оба регулятора установили для участников российского рынка и международных депозитариев сроки на завершение процедур по разблокировке до 7 января 2023 года. Лицензии отличаются в своих формулировках. Лицензия от Люксембурга позволяет в том числе и переводить активы в другие депозитарии, в то время как бельгийская лицензия, если следовать ей дословно, подразумевает только продажу активов.